Перспективы развития электронно-сферового ambient'а в ближайшее время.

В настоящее время, в связи с непрекращающейся эволюцией электронной культуры происходит и развитие её компонентов, в частности - ambient'а. И особенностью развития этих компонентов на рубеже десятилетий 1990-2000 явилось, прежде всего - постоянно убглубляющаяся специализация направлений и рождение, в связи с этим новых sub-направлений. Там вот в ambient'е появилось очень интересное направление, привлекающее всё большее внимание музыкантов и критиков, название которому я решился дать, опираясь на его паттерновую структуру.

Электронно-сферовый эмбиент (ESA) предсталяет собой разновидность электронной в целом, интеллектуальной в частности музыки, но… не танцевальной. То, что музыка электронная - практически полностью исключает использование "живых" инструментов. То же, что эта музыка сферовая - указывает на наличие специфического тянущегося звука, создающего фон трэка.

Среди первых представителей этого направления следует выделить проекты, записывающихся в 92-93 гг. на лондонских, брюссельских и нью-йоркских лэйблах. Ещё в 93 году, когда Тоби Маркс (Banco de Gaia) со своими кассетами бегал по World Bank'у, пытаясь их реализовать на CD, а Juno Reactor только планировали выпустить первый в Мире psy-techno альбом (transmissions), ребята из Caroline (New-York) уже выпустили сборник "Excursions In Ambience". Надо сказать, что будучи американским лэйблом, они наврядли стали бы выпускать те вещи, которые у них никто не стал бы покупать (другими словами им нужет был продовабельный продукт), и дали второе название своей компиляции - "a collection of ambient-house music". Теперь стал известем один из источников ESA - house. На этом CD уже было много вещей в стиле ESA. Поскольку более ранних работ я не знаю, то могу сдалать вывод, что этот стиль родился где-то на рубеже 80-90 годов во время экспериментов detroit и berlin-techno музыкантов со сферовыми структурами.

Позже стиль развивался и были вупущены многие альбомы, компиляции и синглы, среди которых можно отметить проекты Virtualizer, Patchwork и того-же Тоби Маркса (правда только ранние и лишь отчасти новые новые вещи). В России этот стиль развивают Block Four и Ambidextrous.

Теперь следует перейти собственно к теме статьи: перспективы развития. Дело в том, что ESA родился очень специфически: на рубеже смены музыкальных стилей. Этот период (рубеж '92-'93) явился временем заката примитивного техно (Detroit-style, San-Francisco-style, Berlin-style, etc.) и многие восприняли появление нового стиля как попытку возродить или продлить жизнь "умирающей" музыке. Эти выводы они делали изходя из того, что авторами ESA являлись люди, одновременно развивающие свои primitive-house и techno проекты, а говоря об наличии этно звуков и странныз сэмплов, они говорили как о предсмертных конвульсиях "тыпух клабберов". Тогда ещё мало кто знал, что в подвалах и домашних студиях кипела без остановок работа над чем-то новым и грандиозным… и через каких-то пару лет весь мир потрясут такие стили как trance, house и hardcore. Из транса потом развился Гоа ('96), а из хауса IDM. Именно Гоа и IDM позже оказали наибольшее влияние на формирование и развитее ESA. Уже позже в 98-99 годах ambient нашёл своё развитее в музыкальных экспериментах psy-techno и electrinic музыкантов. В частоности основной поток реализаций в этом стиле приходится именно на 97 и этот период. Но уже к 2000-2001 году такая тенденция пропала, и преобладать стал drum-ambient, на том же Spirit Zone.

На данный момент большая часть psy-сцены стала слоиться: одни предпочитают новую музыку типа Logic Bomb с жестокой бочкой и отсутствием мелодий и happy-piano (как оно нас радовало в 1996-97ом!), другие же, возвращаясь к истокам techno культуры, предпочитают иную музыку. Так вот именно среди этих "любителей старины" и оказался востребованным ESA. В связи с этим, надо рассмотреть интересы и пожелания данных представителей techno общества. В противовес жёсткой электронике встал мягкий и мелодичный ambient. (Интересно, что другие стили, как hard-trance, house-ambient, light-trance и т.п. оказались непонятно где заброшеными.) Под мягкостью мы можем понимать отсутствие тяжёлого бита, а так же ломанного, а в таких композициях, как правило, отсутсвие сильного бита влечёт появление сильной сферовой структуры. Под мелодичностью же следует понимать 2 возможных типа паттерновой структуры: 1)circler-ambient (о нём я напишу подробнее в другой статье) и 2) электронные мелодии из ESA. Так как мы не можем точно предсказать колебающиеся пожелания публики, то можно точно сказать, что в ближайшем будущем ESA может занять около 25% всего IDM-Ambient'а.

Не могу сказать, что это хорошая перспектива, так как если учитывать и так малочисленную группу почитателей всей интеллектуальной электроники, то её четверть и подавно не обладает возможностью поднятия ESA на высокий уровень. Единственная надежда падает на раскрученные пректы, типа Banco de Gaia (ох… часто же пришлось упоминать), Juno Reactor (?), Galaxy, ну и ещё Patchwork. Но B.d.G. отошли к ломанному биту и начинают экспериментировать с вокалом, а JR уже после первого альбома забросили ESA. Остаётся надеяться толко на лэйбл Blue Room Released, один из немногих островков интеллектуальной музыки в электронном psy-море лэйблов жёсткой музыки. А РФ - лэйбл "Арт-Тек"

Но с другой стороны, ESA родился на стыке вечно андерграундового click'n'cut (направление IDM'а) и связанного с непонятныим для многих Гоа, ambient'ом. Вот и остаётся полагать, что ESA будет вечно sub-культурой и не падёт под натиском попсы, будет воспитать новые поколения музыкантов. То, что в нашей стране такая перспектива возможна, указывает появлене новых музыкантов во всех уголках СНГ, проведение соответствующих парти, а также наличее DJ Кубикова и Мартина Ландерса (BTTU) на волнах московского радио "Станция 2000".

 

P&C-2001 TH Reup

Исли вы не видете меню слева, то нажмите.



Hosted by uCoz